вторник, 12 декабря 2017 г.

Blood and gunpowder. Russia vs France.



Кровь и порох. Россия против Франции.


Воскресная игра, прошедшая 10 декабря 2017 года. Наконец Ярослав принёс французов, в этот день заболел Василий и поэтому вопрос о соперниках отпал сам собой. Бросками кубов выбрал местность на карте, но она вообще была неинтересной и не играбельной, взял следующую по номеру карту и расставили местность по ней. Играли по 2000 кредитов на сторону. Я выиграл выбор стороны, мне досталось два запасных генерала и три карты тумана войны. У французов три генерала и две карты тумана войны. Ключевыми точками были назначены: мельница у реки, мост, каменное здание в деревне на противоположном фланге и холм на стороне русских.

Действия войск на правом русском фланге.

Русские, в надежде атаковать две ключевые точки и приобрести два очка к тесту армии, сосредоточили на правом фланге две крупные бригады по пять батальонов и по артиллерийской полуроте в бригаде. Французы опрометчиво оставили только одну лёгкую бригаду в четыре батальона на всё это пространство. Понятно уже, что подданным Буонапартия  пришлось на этом участке не так что бы плохо, а очень плохо. Бахметьев 3-й прикрыл картами тумана войны крайнюю бригаду, по правилам она может скрытно двигаться ускоренным маршем, что было очень полезно при выходе из леса и дальнейшем маневрировании до соприкосновения в 20".

Бригада генерала Гурьялова была усилена Могилёвским батальоном внутренней стражи.

Французская лёгкая бригада: два батальона 7-го лёгкого полка, батальон 11-го лёгкого полка и португальский легион.

Подразделения двинулись.

У бригады генерала Гурьялова, Рыльский пехотный полк должен был захватить с ходу мельницу.

Вот вскрыты карты тумана войны, бригада генерала Алексополя в походных колоннах прошла уже половину поля без всякого сопротивления. Артиллерия разворачивается на эффективной дистанции, стрелки 18-го егерского выискивают позиции вдоль берега реки. Французы быстро захватывают мельницу и пытаются организовать оборону моста.


Из глубины деревни, Португальский легион и 11-й лёгкий выходят на свободное пространство.

Копорский пехотный полк и 1-й батальон Московского гарнизонного полка.

И вот первые столкновения. Русская артиллерия картечью лупит в водяную мельницу, туда же нацелены ружья 18-го егерского - 1-й батальон 7-го лёгкого французского полка несёт потери. У моста 2-й батальон 7-го лёгкого выстроился в разомкнутую линю.

Бригада Гурьялова разворачивает свои подразделения для стрельбы.

По краю, беспрепятственно к мосту выходят русские батальоны. Артиллерия вновь прореживает численность защитников мельницы, а 18-й егерский убивает немного лягушатников с развёрнутой линии. Ответа не последовало.

Рыльский полк пытался атаковать, но не понеся потерь - не прошёл мораль и стал колеблющимся, это позволило защитникам мельницы в дальнейшем укрепиться и у атакующих уже возникали проблемы.

Пока шла суета у моста и мельницы 11-й лёгкий французский полк так же выстроился в разомкнутую линию, однако вокруг батальона собирались несколько русских подразделений, а португальцы были направлены на защиту моста. Цепь французских застрельщиков пыталась атаковать цепт русских стрелков, но была остановлена, а французский адъютант генерала  - убит.

Стреляли и двигались, назревали атаки. Грозовое время.

Защитники мельницы получали залп за залпом, как от пехоты, так и от артиллерии. Русские были намерены во что было не стало выбить французов из здания и сосредоточили три батальона у данной ключевой точки. А по мосту уже двигался 3-й батальон Копорского полка.


     И вот атаки - 3-й батальон Копорского полка атаковал разомкнутую линию 2-го батальона 7-го лёгкого полка и заставил их отступить за линию Португальского батальона. А у деревни 1-й батальон Екатеринбургского полка отбросил в рукопашной схватке 11-й лёгкий батальон. Лёгкая бригада французов начала пятиться.

   Выстроенные линии у моста подверглись фланговому удару батальонов бригады Гурьялова.  1-й батальон Рыльского полка штурмует мельницу и после рукопашной схватки выбрасывает оттуда французов, которые к тому же, понеся потери больше 50% от изначальной численности рассеиваются. Мост был захвачен бригадой Алексополя и надежды французов его вернуть уже не было никакой.

А русские части продолжали натиск. И в этот момент из-за деревни показалась лёгкая кавалерийская бригада французов - нужно было предпринимать оборонительные действия, прикрыв левое крыло бригады Гурьялова. Спасало лишь одно - местность была сложная и кавалерия двигалась медленно.

Русские части двух бригад наступательными действиями теснят французов.


На улочках деревни завязывается вторая рукопашная схватка между 1-м батальоном Екатеринбургского полка и французским батальоном 11-го лёгкого.

Остальные батальоны русских бригад продолжают атаки на остатки французов.

Лёгкая кавалерийская бригада французов отважно бросилась на порядки русских частей, захватив для атаки даже подразделения центра. Это было тщетно - 27-й конно-егерский полк проиграл драку с каре, а конных егерей Нассау остановили залпы артиллерии и застрельщиков.

Рукопашный бой в деревне окончился для 11-го лёгкого плачевно - он проиграл и отступая попал в плен к Могилёвскому гарнизонному полку.

Подошедший 3-й батальон Рыльского полка лупанул свинцом по конным егерям Нассау и те потеряв 50% от изначальной численности были рассеяны - так закончилась лихая атака нассайцев.

Португальцы, имея потери в 1 фигуру, но атакованные прежде, отступали уже два хода, и не могли собраться, в итоге мораль батальона пала и бойцы с Пиренейского полуострова разбежались по зелёным лугам Европы, куда глаза глядят.

К чести французов, лёгкая бригада в один отступающий батальон 7-го лёгкого полка и цепи застрельщиков прошла мораль, хоть и была обескровлена полностью. Ключевые точки были потеряны безвозвратно. Два батальона 18-го егерского, 1-й батальон Копорского и 3-й батальон Рыльского пехотных полков потерь не имели вообще, так же потерь не понесли две лёгкие артиллерийские полуроты.


Действия войск в центре.


Для русской дивизии, центр сразу стал ключевой точкой и здесь Бахметьев 3-й сосредоточил отборные части, дабы удержать высоту.


Павловский гренадерский батальон - элита!

Лейб-Гвардии Преображенский полк - гвардия!


Полная лёгкая артиллерийская рота, фланги которой обороняли два сводно-гренадерских ветеранских батальона 11-й пехотной дивизии.

У французов центр был растянут, причина - особые излюбленные построения лягушатников - разомкнутые линии. При стрельбе по этим линиям штраф стреляющим минус два к броску кубиков, но при этом нет концентрации батальонов для удара. В общем то рассчитано на неумелые армии, но только не для элитарных русских подразделений.

Гвардейская рота 12-ти фунтовых орудий была в начале сражения отделена от бригады и стреляла на своё усмотрение. Стреляла честно сказать малоэффективно (хоть был и бонус в стрельбе +1), потому, что дистанция стрельбы всегда была дальней и потери от её стрельбы уменьшались в два раза.

Итак французы пошли линиями, русские стреляли. Причём выигрывая инициативу хода, синие мундиры вынуждали русскую артиллерию вести контр-батарейную стрельбу, спасая свои подразделения, но такое не могло длиться вечно.

Сводная гренадерская бригада стояла и удерживала позиции, стреляла только батарея.

И вот они  подошла линия солдат Невшателя на расстояние картечного выстрела - наглецы! Проучить таких нахалов взялась артиллерия. Залп и нет одной роты у Швейцарцев. Батальон колеблется, генерал легко ранен. Застрельщики терзают гренадер и гвардию.

Французская артиллерия куда-то стреляет, урон не очень большой. Зато у русских уже сменён приказ на атаку и батальоны начали движение угрожая французам.

   Русская артиллерия опять в ударе - залп и нет очередной роты швейцарцев. В стрельбе артиллерии помогают гренадеры, другой сводный батальон отбросил цепь застрельщиков. А на правом крыле в рукопашной схватке сошлись поляки и гвардия. Удивительно, но полякам удалось потеснить контратакующих Преображенцев. Павловские гренадеры рядышком, завидев надвигающуюся кавалерию на всякий случай выстроили каре.

27-й конно-егерский полк атакует каре Павловцев, а в центре сводно гренадерский батальон врубился в линию отступающих швейцарцев.

Гвардейские части центра французов, атаковали другую бригаду и преуспели в этом, однако зашли слишком далеко. Их гнал командир дивизии, в надежде сломать левый русский фланг, однако это стоило французам многого.

После рукопашной схватки со сводно-гренадерским батальоном - швейцарцы были рассеяны.

Атака кавалерии на Павловское каре.

Поляки имея приказ наступать, решили дожать русскую гвардию и пошли в перёд, пытавшиеся организовать до этого на них атаку сводные гренадеры не прошли тест и отступали. 

  После этой рукопашной схватки кавалерия не досчиталась две фигурки, впрочем как и русская пехота, но вынуждена была отступать после поражения, хотя командиру конных егерей в последующем всё же удалось остановить и собрать полк.

Павловцы подошли к конной гвардейской артиллерии, но приказа атаковать не последовало, цели были другими, а завидев собранный полк кавалерии опять построили каре. Поляки подрались таки в отчаянии с русской гвардией и теперь отступали.

Гвардия построена и приближается к только остановленному и пытавшемуся построится батальону 1-го пехотного полка Великого Герцогства Варшавского. Русские сводные гренадеры остановлены после отступления и построены. Каре Павловцев готово отразить атаку кавалерии или дать залп по артиллерии. Вот такая ситуация к концу сражения.

Французские застрельщики и помогавшая им гвардейская артиллерия уничтожили всё таки расчёт одной из моделей орудия, при этом конечно и сами понесли потери. Русская артиллерия теперь была облегчена и готовилась отражать атаки с фланга, ибо манёвры теперь были у неё быстрее, но того не потребовалось.

Действия войск на левом русском фланге.

В финале повествования как принято самые ключевые события. Бригада полковника Липгарта не была малочисленной и способна была штурмовать ключевую точку - двухэтажный дом на стороне французов, в деревне, но поначалу имела приказ на соприкосновение. Каково же было удивление полковника, когда он увидел наступающие на его правое крыло части гвардии. Он не был обречён, но и радоваться уже было не чему. Как в воду Липгарт глядел...

   Бокажи не позволяли быстро двигаться обоим сторонам. Однако бригаде Липгарта нужно было выдерживать общую линию фронта, не допуская легкого захождения французской гвардии во фланг гренадерской бригаде, хотя легче было уйти на фланг и там пытаться вырвать победу у саксонцев. Но командир дивизии не менял приказ, а полковник был исполнительный...до некоторого времени.


Переваливаясь через препятствия и ими же прикрываясь притивники сверкали штыками.

Русским нужно было лишь дойти до бакажи, а там дольше отстреливаться.


Но вот приблизились французы и саксонцы. Застрельщики союзников открыли такую стрельбу, что лошадь у Липгарта понесло и он попал в плен, так русская фланговая бригада осталась без командира.

Русские батальоны начали стрелять в приближающихся противников, но стрельба наносила небольшой урон.

Стрельба продолжается.


Гвардейцы атакуют 1-й батальон Полтавского полка и те, не имея потерь - отступают, досада! Зато от атаки 2-го батальона саксонцев Короля отбилась пехота Ладожского полка, заставив отступить немчуру. Но у бригады уже не складывалось положение. Офицер штаба скакал в бригаду, но прибудет он, чтобы возглавить части, не скоро.

В следующей фазе разомкнутая гвардейская линия заставила уклонится стрелков 4-го егерского полка, а 1-й батальон саксонцев Короля прошел мораль и сомкнул штыки с 1-м батальонов Ладожского полка.

2-й батальон Ладожского полка уже укрепился в деревне и поливал огнём противника, но предчувствия были плохими. В это время прибыл офицер из штаба дивизии и принял командование на себя, но не надолго. Его убили сразу же. Гвардия дала залп, нашпиговав свинцом 100 пехотинцев 1-го Полтавского полка. Генерал геройски погиб!

Саксонцы выиграли рукопашную схватку с Ладожцами - русские начали отступать, но у них на на "хвосте" висели противники. Командир дивизии уже был недалеко и выслал последнего запасного генерала в бригаду.

Тем временем разомкнутая линия гвардии завязала рукопашную схватку с 3-м батальоном Полтавского полка и вырезав 120 Иванов, заставила отступить последних.

1-й батальон Ладожского полка отступает, а на него уже устремляются саксонцы.

2-й батальон Короля отступал долго, но в конечном итоге парни решили, что не лохи какие-то, собрались и в дальнейшем, построившись поддержали бригаду.

Колонна гвардейцев, а так же колонны саксонцев атакуют русские батальоны. Саксонцы опят отбрасывают части Ладожцев и Полтавцев. 1-й Полтавский попадает в плен.

Пока французы и их союзники упивались победами, в тыл разомкнутой линии гвардии, которая опрометчиво зашла вперёд, командир русской дивизии организует атаку сводных гренадер. А из деревенского дома вышли бойцы 3-го Ладожского полка с новым приказом - атаковать саксонцев.

Фаза морали - 3-й батальон Полтавского полка не был остановлен и рассеялся. Рассеялись так же и редкие стрелки из прикрытия. Бригада устояла учитывая два потерянных батальона.

В фазе обязательных передвижений, проигравшие бойцы 1-го батальона Ладожского полка убежали с поля боя. А атакованная в тыл французская гвардейская линия отступая, попала в плен к 4-му егерскому полку.

Ситуация в 10-й ход изменилась, русские приближались для атак на саксонцев Короля. Колонна гвардии маневрировала, но над бригадами висел тест морали.

В этот критический момент гвардейская бригада провалила тест морали и была разбита, русская же обескровленная бригада устояла.

Соответственно провален французами был и армейский тест. Так на левом русском фланге, потеряв больше половины своих подразделений дивизия сумела одержать общую победу.

Всего русские потеряли в сражении три батальона пехоты одну модель орудия, один генерал (полковник) попал в плен, другой был убит. Все потери, кроме орудия, пришлись на левофланговую бригаду. Французская сторона потеряла пять батальонов пехоты (в том числе гвардейский) и дивизион кавалерии.

Вот такой репортажик - более 150 фотографий, 6 часов на ногах, море удовольствия и немного усталости. Теперь, когда все описано - вперёд к минькам!