понедельник, 26 ноября 2018 г.

Cemetery for the French generals. General de Armee. 17th game.

 Кладбище для французских генералов. Генерал армии. 17-я игра.




        Вчера, 25 ноября 2018 года, мы провели достаточно длинное сражение по времени игры. Начали ориентировочно в половине второго дня, закончили в 23:00. Местность была сильно пересечённая холмами и лесами. Посреди этих холмов, в Саксонии, стоял городок Ротенбург, там и встретились передовые корпуса русско-австрийского союза и французов. 25 батальонов пехоты, два кавалерийских полка и 7 артиллерийских полурот были в составе союзных сил Австрии и России. У французов в корпусе насчитывалось 13 батальонов пехоты, 8 кавалерийских полков и 4 артиллерийские роты. Игра начиналась при соседстве с фантастами.


И да, у нас был наблюдатель. Вернее наблюдательница. Она всё время контролировала,чтобы я не сбежал :-)


И вот, застучали барабаны, батальоны грозно двинулись вперёд!

Левый союзный фланг.

На данном фланге бригада полковника Липгарта противостояла саксонцам. Парни в белых мундирах были у себя дома, поэтому даже в численном меньшинстве проявили смелость, решительность и грамотными действиями сковали силы русских батальонов.

Батальоны Ладожского и Полтавского полков колоннами, под прикрытием стрелков, двинулись вперёд. Саксонцы перестроились на холме в линии.


Стрелки начинают друг друга беспокоить.

Первыми атакуют саксонцы. Штурмуя холм, входят в ближний бой с солдатами Ладожского полка. А у фермы пехота Полтавского полка неудачно атакует и останавливается перед противников, потеряв строй. В то же время батальон №1 Полтавского полка занимает ферму.


В результате ближнего боя, третий батальон Ладожского полка отбрасывает потомков древне-германских племён.


Первый батальон ладожского полка атакой заставляет отступить с минимальными потерями 2-й батальон Короля. А вот соседний саксонский батальон линией наваливается на Полтавцев.

После ближнего боя, 3-й батальон Полтавского полка бежит. Бригада дрогнула.

Дальше саксонцы берут на фланге инициативу в свои руки - они заставляют отступить 1-й батальон Ладожского полка и угрожают атаками 3-му батальону. В составе бригады, батальон Берга покидает занятую ранее ферму и выстраивается линией перед пшеничным полем. Во всей этой круговерти, постоянно работает русская артиллерия и стрелки. Однако видимого успеха это не приносит.

Батальон Бегра Клеве дерётся в рукопашной схватке за ферму, занятую 1-м батальоном Полтавского полка, однако гарнизон фермы устоял и противнику пришлось отступить. На самом фланге егерский батальон наносит стрельбой саксонцам короля большой урон и при виде раненых и убитых сослуживцев, германцы теряют построение. Добавляют хаос в ряды саксонцев солдаты Ладожского полка - залп и линия батальона Незеймишеля рассеивается по потерям.

Что ни говори, но это сражение бригады морально выдерживали все обрушившиеся на них несчастья. И в этот раз саксонцы устояли и пошли атакой на сильно поредевший батальон 3-го Полтавского полка - сгущались сумерки.

В ближнем бою русские теряют батальон. Всё, что смогли сделать подопечные Липгарта - это уничтожить бригадный заслон застрельщиков и нанести небольшой урон отступившим батальонам.

В опустившейся мгле Саксонцы Короля отступили, после атаки на русскую артиллерийскую роту. В этой неудачной атаке, осколками ядра, был убит бригадный генерал саксонской бригады. Солдаты только во вспышках орудий увидели как пал их командир и потом опять темнота окутала их.

Фактически саксонская бригада удержала фланг, однако батальоны были полностью истощены, в отличии от русской бригады. Противоборствующие бригады потеряли по одному батальону. Был убит командир Саксонской бригады.

Центр.

В центре было жарко. Французы сосредоточили тут всю кавалерию и гвардейскую пехоту. У русско-австрийского корпуса тут так же было большое количество пехоты и вся имеющаяся кавалерия - два полка. Противники устремились в город Ротенбург. Русские егеря в лес.

Русские егеря в лесу чувствовали себя в полной безопасности. Однако остальные части были под угрозой удара кавалерии.

      Драгунская бригада полковника Давыдова только вышла на позиции, как залп гвардейских орудий снёс всадников Московского полка с лошадей. Давыдов был сброшен с лошади, потерял самоконтроль и побежал пешком в страхе. Драгуны издевались над полковником и гнали его с позором. Бригада дрогнула. Это был первый ход игры! Как неудачно у русской кавалерии началось, так и продолжилось впоследствии. Позади драгун, занимая левое крыло центра стояла сводно-гренадерская бригада.

На Псковский драгунский полк атакой наскочили карабинеры. Хоть драгуны и дрались с особой отвагой, однако сдержать натиск тяжёлой кавалерии не смогли.


В городке вроде всё развивалось в пользу русских и австрийских бригад. Первые шли гвардейцы, боятся было нечего и напрасно я так считал.

       1-й карабинерный полк, после победы над Псковскими драгунами атаковал линию сводных гренадер 23-й пехотной дивизии, но цель оказалась совсем не простой. Залпы картечи орудий и мушкетов линии, охладил пыл кирасир. С большими потерями они откатились назад едва не потеряв бригадного командира. Больше этот карабинерный полк в атаки не ходил - он был на грани уничтожения.

А в городе самонадеянные Преображенцы попали под удар польского пехотного батальона.

       Походной колонной, на узких улочках Ротенбурга, поляки показали удаль и заставили бежать гвардию. Обходя дома, павловские гренадеры кинулись в атаку на португальцев, но были остановлены и потеряли строй. Начинался просто какой-то позор в гвардейской бригаде. Московскому гарнизонному батальону удалось занять белое здание. В каменное здание с красной черепицей забрались сербские грензеры. 

Тут следует обратить внимание на шаткое положение русской кавалерии.

    Поляки вдохновлённые победой над гвардейцами опять бросились в атаку, на этот раз их мишенью были егеря подполковника Арно. Однако альпийские тетерева и гарнизоны занятых домов перестреляли по максимуму польской пехоты и она была рассеяна. Польский генерал, возглавлявший атаку, был сражён пулей с винтовального ружья прямо промеж глаз. Точно в "яблочко"!

Австрийцы заходят в Ротенбург. У городка подвергаются нападению португальцев павловские гренадеры, после схватки с португальцами они отступили. Казачья артиллерия, сколько смогла - наносила урон, но при угрозе свернула свои орудия и встала на передках отходить. Долго не подчиняющаяся приказам легкая кавалерийская бригада французов пришла в движение. 

Опять русская кавалерия под ударом. 2-й карабинерный полк ворвался в расположении роты конной армейской артиллерии. Результат был очевиден.

Сводные гренадеры были немного скованы, однако застрельщики и артиллерия бригады по полной отрабатывали, их целью была польская конная артиллерийская рота, испытывающая недостаток в боеприпасах.

Мои новички - артиллеристы, приняли на себя удар карабинеров и исчезли с поля боя. Плак, плак - обидно.

  В такой ситуации драгуны решили, что негоже им стоять в стороне. Не посрамим Отчизну! - крикнули командиры полков и набросились на карабинеров. Схватка была жаркая, однако французы победили. 6 единиц урона нанесли карабинеры в ближнем бою! Русские драгуны отступили.


Стоят два каре Копорского полка, они только отбили две атаки кавалеристов и убили их генерала, который был сражён ядром в грудь и умер геройски и мгновенно. Даже не мучился. Аминь. Но теперь к одному их батальонов приближались пехотные линии, а другое несло потери от огня артиллерии.

В городке почти все здания заняты союзниками, а отступившие батальоны восстанавливали свои порядки. Велась ожесточенная стрельба и в этой суматохе Португальцы, преисполненные желанием отличится ещё больше, отбрасывают русские батальоны фланговой бригады.

После атак все подразделения стреляют. Польская пешая артиллерийская рота подняла орудия на передки, но была перебита австрийскими застрельщиками и остатки бежали с поля боя.

Обходя карабинер к центру устремляется 5-я бригада легкой кавалерии французов. У них будет победное шествие.

  В центре батальон Невшатель подошёл вплотную к каре Копорского полка.

Казаки обстреливают егерей Нассау, русские драгуны занимают позиции, над центром союзников повисла мрачная тревога.

Стрельба, стрельба!

Опять кавалерийская схватка.  23-й конно-егерский полк рассеивает Псковских драгун!


Затем удару подвергается Московский полк, который также пал под клинками конных егерей.

     Польский кирасирский полк атакует каре сводных гренадер. Не прорвали и отходят назад. В этой атаке командир бригады, возглавлявший атаку получил смертельный удар штыком в горло и захлебнулся в собственной крови - не спасла кираса генерала, не спасла...

У дома лесника происходит ближний бой швейцарцев с каре Копорского полка. Копорцы проиграв, отступили.

В городе ситуация полностью под контролем союзников. Батальоны, выполнив основную задачу по захвату и удержанию города, устремляют свои порядки на фланг. В этот момент Польско-португальская бригада уже рассеялась.
  

Не повезло ещё одним полякам. Русская артиллерийская полурота на дальней дистанции с холма добивает остатки артиллерийской колонны конной роты польской артиллерии.

Удар 23-го конного егерского полка уничтожает 1-й батальон Копорского полка.

И в этот же ход 3-й батальон Копорцев рассеивается по потерям. Его каре долго подвергалось обстрелу артиллерии.

Батальон 18-го егерского полка пытался атаковать потерявших строй швейцарцев, но сам при это остановился и сломал свои ряды. 

Несмотря на потери, все обескровленные бригады продолжали подчинятся приказам. В основном не подчинялись приказам более свежие подразделения.

Казачья артиллерия ушла на фланг, туда же атакуют союзники.

Наконец обидчиков - швейцарцев, удалось урезонить. Залпы нескольких подразделений заставили исчезнуть батальон Невшатель.  Но в сгущавшихся сумерках в центр уже двигались два свежих гвардейских батальона.

Сводно-гренадерская бригада потерь можно сказать и не имела толком.
В Центре союзники потеряли два батальона пехоты, два кавалерийских полка и одну артиллерийскую роту. Французы потеряли три батальона пехоты и две артиллерийские батареи. Обе стороны лишились по одной бригаде. У французов было убито три генерала.

Правый фланг союзников.

На правом фланге стояла русская бригада Гурьялова против французской бригады лёгкой пехоты. Основной проблемой для русских были множественные стрелки у французов.
\
Поначалу французы под прикрытием леса и холмов, беспрепятственно дошли до дороги.


Затем 2-й батальон 7-го лёгкого полка попытался атаковать вырвавшихся из центра Павловских гренадер, но отступил с небольшими потерями.

После перестроений - стрельба. 27-й лёгкий провалил атаку на 3-й батальон Екатеринбургского полка.

Из центра Португальцы отбросили 3-й батальон Рыльского полка и начали угрожать атакой на  1-й батальон, но были остановлены стрельбой. 1-й батальон  Екатеринбургского полка успешно атаковал батальон 11-го лёгкого полка.

1-й батальон Рыльского полка атаковал, но проиграл атаку и отступил. После атак и движений Португальский батальон подвергся массированной стрельбе стрелков и артиллерии. Не выдержав потерь - батальон рассеялся, а вместе с ним и вся бригада.

1-й батальон Екатеринбургского полка улучшив момент бросился в штыковую на 27-й лёгкий, а с другой стороны егеря Арно набросились на 1-й батальон 7-го лёгкого полка.

Вот это драка должна была стать победной для союзников, но не совсем произошло то, что ожидал.

27-й лёгкий выиграл у нападавших и Екатеринбургского полка 1-й батальон отступил с поля боя. А вот австрийские егеря заставили бежать  французов в своей схватке. Русская артиллерия дала огненным смерчем смела остатки батальона 27-го легкого полка. Осколок ядра попал французскому генералу в живот. Тот долго хрипел что-то невнятное на французском и помер.
Оставшийся батальон Екатеринбурга начал драку с отступившим батальоном 7-го лёгкого - результат ничья, во вторую фазу боя на помощь супостату пришёл 11-й легкий и совместно они заставили отступать Иванов. (Тут мы неправильно отыграли, я об этом прочёл спустя сутки, в короткой таблице не всё расписано, а в правилах таблицы больше и там при ничейном счёте - перестрелка, т.е. нападающий делает шаг назад , на 3", все дравшиеся становятся непостроенными )

2-й батальон 7-го лёгкого отступал от Павловцев и австрийцев, которые из центра пошли атакой на фланг. Клещи начинали сжиматься вокруг французов.

В этой ситуации лягушатники пошли на отчаянные меры, они предприняли геройскую, но убийственную атаку на 3-й батальон Екатеринбургского полка. В результате, лёгкая бригада потеряла ещё один батальон. Над полем боя была уже ночь, соперники прекратили всяческие наступательные действия.
На правом фланге русские потеряли один батальон, французы два батальона и одного генерала убитым.

Итак по потерям:
Русские и австрийцы - 2 кавалерийских полка, 4 батальона пехоты, одна артиллерийская рота. Один генерал сбежал.
Французы - 6 батальонов пехоты, две артиллерийские роты. Убито 5 генералов.

Пы.Сы.
До сих пор непонятно, как правильно расценивать потерю генерала. Ясно по правилам одно - бригада дрогнула. Но если в следующий ход бригада подчиняется приказу, со специально выделенным адъютантом, то продолжает воевать дальше. А вот какими качествами обладает следующий командир бригады и имеет ли он право возглавлять атаки и вообще присоединяться к подразделению - в правилах не описано.
Ещё один вопрос, который спорный из игры в игру. Имеет ли подразделение потерявшее строй фланг и тыл. Ибо при атаках во фланг и тыл построенных подразделений они несут намного больше штрафов, чем непостроенное. В правилах нет упоминания об этом.