Рассуждения о правилах Генерал Армии за авторством Дэвида Брауна.
Предыстория.
Во время, когда зарождался исторический варгейм в Нижневартовске и когда были выбраны коллегиально правила Дэвида Брауна "Бригадный генерал" я находился на расстоянии от варгейма и играть не собирался, от слова - совсем. Поэтому описать свои метания и выбор я не могу, как не могу описать этот выбор у своих коллег. Спустя какое-то время я всё же влился в игровое пространство, но правила воспринимал, как нечто вполне собой разумеющееся, ведь опыта игр у меня не было.
Далее я был информирован о существовании ещё множества правил только на одну эпоху Наполеоновских войн, кое-что даже читал. Но от "Бригадного генерала" мы не отходили. Причина больше крылась в том, что требуется очень длительное время на сбор своей настольной игровой армии и отчасти формирование "базирования" в других правилах строилось иначе. Универсальной армии не сделаешь, поэтому упирали на то, что уже есть. Начинали играть со второй редакции "Бригадного генерала", затем нехотя перешли на Де Люкс.
По бригадному генералу можно было играть ещё как минимум лет пять. Но появилась редакция правил на более обширные армии, а так же коллеги из "Северной Пальмиры" сделали перевод новых правил. Почти год мы "читали" правила, желания переходить на них не было никакого, но всё же решились. Первый тест провели 15 января 2018 года.
Скрипя зубами.
Да именно так мы и готовились к тестам. Что коробило нас? Это очередное превозношение качеств британской армии и её командования над остальными. Всё, что не вписывалось в британские порядки - резалось. Виноваты в этом отчасти англоязычные историки, однобоко писавшие о тех событиях, а так же большой контингент игроков, по предложениям которым Д.Браун описывал качества войск. Выводы делать легко, даже на основе изучения рассуждений в блогосфере. Истина в том, что большинство англоязычных коллег собираются играть только одно историческое сражение и остальное рандом. Большая часть всех редакций правил Брауна указывает на то, что играть нужно Ватерлоо. Остальные 18 лет упоминаются как некая маленькая компания, которой и внимания уделять то не стоит. Национальные характеристики участников описаны очень субъективно и не справедливо. Вот поэтому правила вызывали стойкий зуд и нежелание в них играть. Уговорил нас попробовать хотя бы провести тесты Василий Левашов. Год назад мы решились.
Механика.
Механика игры практически не поменялась. В каждый ход исключена фаза Морали - она проходит одновременно с фазой командования. Остальное так же как и было: Командование и контроль, атаки, движение, стрельба и ближний бой. В целом игровой ход сократился. Принципиальных изменений в движении и стрельбе так же не произошло, но об это отдельно. Редакция "Генерала армии" рассчитана на большое количество войск. Уровнем бригады в этой редакции играть тяжело, на стороне должна быть минимум большая дивизия, тогда раскрывается потенциал правил. Сразу оговорюсь, почему мы долго играем. Во первых расставить террейн и около 1000 фигур на сторону, а конце это всё убрать обратно отнимает зачастую час или полтора от игры, во вторых, мы очень много беседуем не по теме игры и иногда игра для нас вторична. Ну и в третьих, на каждую сторону много подразделений и даже если фазовый игрок потратит на каждый подвинутый батальон по две минуты, то вместе с не фазовым это выльется в 30-40 минут по времени, стрельба так же отнимет минут 5-10, рукопашные схватки, а в самом начале и атаки, это ещё минут 5-10. В итоге один ход длится час или чуть больше часа. Это если не отвлекаться)))) После "бригадного генерала" многое привычно. Мои выводы - механика игры изменилась в лучшую сторону.
Рассуждения о фазах каждого хода. Речь пойдёт о правилах без дополнений, которые я ещё не изучил до конца.
Командование.
В данную фазу игрок генерирует количество доступных адъютантов на дивизию в один ход, потом направляет доступных адъютантов с приказами и бросками кубиков определяет подчинение каждой бригады по отдельности. Подчинение приказам и является проверкой бригады на Мораль, если таковая требуется. Поначалу это новшество осложняло нам игру, но сейчас проходит очень быстро. Это кстати прикольный момент, полный драматизма. В 20-й игре в одном из ходов у меня не подчинялось приказам пять бригад в самый разгар сражения.
Атаки.
Моё мнение - изменения в лучшую сторону, здесь едва ли не самый правдоподобный результат получается. Тут Дэвид Браун молодец, хорошо всё придумал. Сам результат атаки уже даёт результат отступления или бегства, поскольку в розыгрыше атаки участвуют оба игрока, и к броскам кубиков прибавляют бонусы или отнимают штрафы. В любом случае это лучше, чем в "Бригадном генерале". Минусы - только британская пехота может идти в контратаку. Там Дэвид долго объясняет почему британцы такие крутые, но эти объяснения по британским же книжкам. Других на туманном Альбионе не читают. Но механика атаки стала очень интересной.
Движение.
В движении мало, что изменилось. Есть некоторые упрощения и они в лучшую сторону. Например - конная артиллерия двигается с той же скоростью, что и кавалерия. Вся кавалерия двигается одинаково. Пешая артиллерия двигается с той же скоростью, что и пехота. Исключение - застрельщики - они двигаются немного дальше, ну и естественно, как же без этого - супер снайперы Британии могут гулять почти по всему полю, стреляя с фантастической дистанции. Вроде бы микро менеджмент убрали, но видимо по большим просьбам британской части мира варгейма этот отряд оставили. Итак, вся кавалерия и конная артиллерия двигаются на 15", пехота и пешая артиллерия на 9", застрельщики на 12". Террейн даёт почти те же ограничения, как и прежде. Но есть новшество, отряд, при желании игрока, может пройти с обычной скоростью на сложной местности, но понесет потери. Иногда нужный манёвр. Ещё одно новшество - вся пехота и пешая артиллерия может двигаться или перестраиваться и после этого стрелять со штрафом, а вот элитная и ветеранская пехота и кавалерия, а так же конная артиллерия могут в один ход и двигаться, и перестраиваться, а потом стрелять, так же со штрафом. Кавалерия теперь в застрельщики может выделить только спешившихся своих бойцов. Остальное всё привычное.
Стрельба пехоты и артиллерии.
Стрельба всё так де ведётся двумя кубами. Пехота теперь стреляет без выбора дистанции, просто на расстоянии 9" она открывает огонь, а результат проверяется по таблице (каре может стрелять только в 3" от себя). При этом учитываются штрафы. У артиллерии как и прежде три дистанции стрельбы - ближняя, средняя (эффективная) и дальняя. Опять же проверяем штрафы, а потом сверяем с таблицей. Ко всему прочему добавились кубы урона, они даются как бонусы в некоторых случаях (В кубиках урона считаются 4,5,6 - 1 потеря; 1,2,3 - промах).
У всех подразделений теперь сектор стрельбы 45 градусов. Застрельщики, как и прежде, стреляют на 12". Ружейная стрельба застрельщиков - 15". Но застрельщики теперь стреляют иначе. Количество кубиков зависит от количества подставок, которое прописано в правилах, нанесённый урон 5,6; 1-4 мимо. Ну и как всегда - британцы почти во всех случаях проверяют результаты своей стрельбы в таблице по графе "Отличный залп" - читеры))))
Еще один момент по стрельбе в пользу Британии. Вся артиллерия стреляет одинаково. Дэвид опять пространно что-то объясняет, но это детский лепет, опять же это простое нежелание давать преимущества армиям, у которых количество орудий в батарее больше. Правда буквально перед новым годом вышли дополнения, где оконечный результат бросков кубиков считать как для батареи в восемь орудий. Если 12 орудий, то нужно к броску прибавить один, если шесть орудий то от конечного результата вычесть единицу. Не Бог весть что, но ладно, сойдет.
Ближний бой.
Отыгрывается совсем по другому, чем прежде. На обычное подразделение пехоты и кавалерии даётся каждому по пять кубиков урона, затем игроки прибавляют или вычитают (бонусы и штрафы) именно кубики урона и в результате один игрок может иметь при хорошем стечении игры 8 или 9 кубов урона, а другой 2. При бросках кубиков считают только 4,5,6. Кубики на которых выпало 1-3 не считают. Количество кубиков на которых сыграло 4-6 - это нанесённый урон противнику. Сравнивают разницу полученных результатов и проверяют по таблице. Там всего три строки. 1,2 и 3 и более. Независимо от результатов, оппоненты заносят потери в чек-лист или выставляют маркерами. Бывает, что урон рассеивает одно подразделение, но при этом урон другому отряду всё равно нанесён. Здесь система упрощается подсчётом только кубов урона, а не количества фигур оставшихся в отрядах. Раньше мы рукопашные схватки с калькуляторами сидели, сейчас этого не требуется. Иногда бывает, что большое количество кубов по сравнению с оппонентом не приносит победу, но в этом как раз и состоит элемент неожиданности. Для артиллерии 3 куба урона изначально, а потом опять бонусы и штрафы. Застрельщики теперь не вступают в ближний бой вообще. Это Браун правильно описал - не их задачи, тут я с ним полностью согласен.
Общие выводы.
Несмотря на то, что в данных правилах, как и многих других, британская армия имеет больше бонусов, чем остальные страны. А некоторые части и командование других армий сильно принижены, правила в конечном итоге "заходят". Правда Дэвид Браун про "скользкие" моменты пишет, что игроки должны договариваться между собой, но мы то знаем, что оппонент может в любой момент сказать - "Этого нет в правилах".
И даже несмотря на то, что я относился к правилам скептически, я всегда задавался вопросом - тебе что, нужны соревнования, или тебе важен процесс? Процесс выиграл, как и пишет Браун - вы друзья, вы много играете и сами должны определять цели. Ну мы решили, что получать фан от процесса игры - тоже немаловажно, а самое главное, правила позволяют нам отыгрывать большие сражения минуя микро менеджмент бригадного уровня. Ещё положительным моментом являются размеры подразделений. Автор правил их даёт в людях, потому, что масштаб отрядов игроки могут выбрать сами. Мы давно уже играем в масштабе 1 фигура=20 человек. Градация в игре: малый, средний и большой отряд. По количеству людей и орудий это расписано в таблице. С учётом последнего, мы сокращаем количество фигур в подразделениях, оставаясь в том же масштабе. Это очень выгодно по затратам, как финансовым, так и по времени покраски. В данных правилах игрок не несёт потери в подразделениях по фигурно, а получает урон. Степени урона действуют в стрельбе, проверке дисциплины, атаке и ближнем бою. По достижении определённой цифры отряд рассеивается. В сравнении с предыдущими правилами, подразделения стали очень уязвимы к рассеиванию. Вот это как раз то, о чём я писал в начале своего эссе. Тебе не должно быть жалко три, четыре или семь погибших подразделений, ведь ты минимум командир корпуса, у которого в подчинении ещё очень много войск - действуй! Играй! Не жалей! Если жалко - переходи на "Бригадного генерала" ))))) В целом мне нравиться. Мы ещё ни разу не играли с картами "туманами войны", но у нас есть таковой опыт в БГ. И ещё надо изучить дополнения и потихоньку вводить их в игру.
Можно еще написать, но я на этом остановлюсь. Кто дочитал, тот молодец! Спасибо за внимание!
Я дочитал. Ты Дима большой молодец, что не только помты про мини делаешь, а и такие тоже. Они могуть быть очень полезны, при выборе игровой системы.
ОтветитьУдалитьСпасибо Андрей! В принципе маленький опус для того и написан, правда про ГдБ не писали никогда)))
УдалитьОтличная заметка. Прочитал с удовольствием.
ОтветитьУдалитьСпасибо Женя!
УдалитьНа самом деле , очень нужную вещь сделал. Спасибо , будет полезно.
ОтветитьУдалитьОлег спасибо! Рад буду если хоть, что то вам понадобится.
УдалитьОчень хороший обзор. Интересующимся эпохой, уверен, будет очень полезен, да и таким "мимопроходилам", как я, тоже интересно. Спасибо!
ОтветитьУдалитьБлагодарю! И согласен, пост написан, кто-то прочтёт и сделает выводы. Можетбудет играть, а может наоборот - открестится.
УдалитьQuite a comprehensive review, Dmitry! I commend all of your dedication to these rules.
ОтветитьУдалить
УдалитьI was afraid of this edition, but suddenly I liked it.
I agree with you absolutely. Most rules written in UK put British forces as the best of the best. Sometimes without any reason. Anyway I like GdA especially because of command and order faze. That's the best of the rules.
ОтветитьУдалить
УдалитьThe mechanics of the game are superb! There is no need to pay attention to such trifles as the British supremacy. The player's actions largely decide the outcome of the battle. I repeat - David Brown welcomes if the players themselves will agree on the qualities of the units. The main thing is that players should not change the main results of calculations and break the mechanics. For it is the best thing. David Brown did a great job here!
Absolutely agree with you.
УдалитьВышли уже 2 дополнений к правилам. Надо их вводить в правила. Перекос в сторону Британии с каждой версией правил всё же становится меньше))))
ОтветитьУдалитьВ следующий раз поиграем с картами тумана, а потом, как будет готово с переводом, внесём изменения.
УдалитьНа мой взгляд, надо бы написать несколько постов и подробнее сделать анализ ГдБ и ГдА именно на твоём опыте как человека долго игравшего по первой и второй системам. А перекос в сторону бритов легко исправить) Да, удивился, что ты пишешь о масштабе 1:40 в ваших играх, вы же всегда делали подразделения 1:20?
ОтветитьУдалитьАнализ ГдБ наверное делать не буду, не актуально для меня уже. Перекосы в сторону бритов так-же исправлять сами не будем, только если автор сам новую редакцию даст. Про масштаб ты хорошо подметил, о чём я только думал, когда писал? Исправлю.
УдалитьОтличный обзор! Спасибо! Мы отстаем на 17 игр, но будем наверстывать...
ОтветитьУдалитьКирилл спасибо, ну так, как вы дружно взялись, то догоните быстро!
УдалитьСпасибо, Дим. Отличный материал
ОтветитьУдалитьВыполнил твою просьбу давнюю)))
УдалитьGreat review, thank you Dmitry! Sounds like you might want to ignore the special British rules! ;) Or at least make sure the points are paid for them, British Line = 115. Other line = 100.
ОтветитьУдалить
УдалитьWe will not ignore the rules of the British. We will focus on other pleasant moments of the game.
Спасибо за добротную аналитику
ОтветитьУдалить